О НАС
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ПОДПИСКА
НОВОСТИ
КОНТАКТЫ
ФОРУМ
КАРТА САЙТА

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАЛЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

ОРКЕСТРЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

ХОРОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

МУЗЫКАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ
МОСКВЫ
СПРАВОЧНИК

           

Главная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Михаил Жирмунский

Символы и традиции "Новой оперы"

Журнал "Филармоник" апрель 2013

Наши партнёры:

www.pirastro.com/

Контакты
"ФИЛАРМОНИК"
:

109052, г. Москва,
ул. Нижегородская,
д. 29-33, стр.27

info@philharmonik.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перемены в «Новой Опере» – новый директор, болезненное реформирование худсовета и многие другие – вызвали сильную реакцию в коллективе и приобрели статус скандала в прессе. В этой ситуации первое, что кажется необходимым, – это определиться с исходной ситуацией: каково, собственно, творческое лицо Театра «Новая Опера», от чего он ни при каких обстоятельствах не должен отказываться? Театр сравнительно молод, и вопрос о сущностных для него символах и традициях пока не ставился.

Символы и традиции – вещь эфемерная. Если нет настоящего, нет будущего – нет и прошлого.
Есть ли у «Новой Оперы» настоящее и будущее? Ответ скорее утвердительный. Хотя с предыдущей дирекцией назрели немалые проблемы, театр весьма успешно функционировал, пользовался популярностью у публики, выпускал значимые для Москвы премьеры и обеспечивал высокое качество в текущем репертуаре. Идея смены дирекции предполагала не выход из кризиса, а умножение имевшихся успехов. Именно это и обещал Дмитрий Сибирцев, вступая в должность: сделать «Новую оперу» театром европейского класса.
Есть ли шансы этому будущему свершиться, судить рано. Пока театр жив и полон сил, самое подходящее время чтобы разобраться с прошлым, с символами и традициями.
На вывеске театра – имя его основателя, дирижёра Евгения Колобова: театр родился в поле его творческого магнетизма. Очень многие в театре ещё его помнят. Колобова давно уже нет, он остается уникален и незаменим – в чём же сегодня сказывается импульс от его пребывания в театре, да и не миф ли это?
Нет. «Новая Опера» – чисто творческое предприятие, возникшее вокруг Колобова сначала музыкально-стихийно и лишь потом административно. Творческая атмосфера, стоящая выше всех административных хитросплетений, отношений, раскладов и конъюнктур – это то, что люди в театре ценят больше всего и никогда не отдадут без боя. «Prima musica, poi le parole» – «сначала музыка – потом слова», как было пропето в недавней премьере «Каприччио», – традиция театра.
Могут ли без гения Колобова жить его постановки, где маэстро волюнтаристски перекраивал музыкальный текст, прислушиваясь к своему слышанию драмы? Традиционен ли для театра такой подход? Думается, то, что до сих пор живёт и помнится исполнителями по репетициям Колобова, должно жить дальше. Всем, кажется, понятно, что повторять музыкально-режиссёрское слышание Колобова – напрасный труд. Когда критик Пётр Поспелов объявляет сегодня этот аспект препятствием на пути «европеизации» театра («Ведомости», 8 апреля 2013), то он подменяет понятия, называя «причудами мастера» суть его постановочного метода.
Союз музыкального и режиссёрского решения, который провозгласил Колобов в «Евгении Онегине» как музыкальный руководитель, воплощали при нём другие постановщики. При нём певец «впевал» не только ноты, но и психологическую динамику персонажа, а режиссёр, естественно, не противоречил духу партитуры. Этот принцип должен бы тщательно сохраняться в театре, накладывать печать на все его постановки и стать его визитной карточкой для публики. Если европейским уровнем считать оперу как масскульт, такая «европеизация» и правда пойдет вразрез с традицией театра.
Когда театр формируется вокруг дирижёра, то все отношения внутри коллектива определяет критерий музыкального качества. Интриги и «подставы», вроде запланированного совмещения премьеры самой оркестровой оперы «Тристан и Изольда» с исполнением текущего репертуара, гастролями и переаттестацией музыкантов оркестра, – против сути колобовского театра.
Наконец, об особого рода символике, устраняемой на наших глазах.
Можно ли понять нового директора, выдумавшего проблемы с «семьёй» покойного маэстро и принявшего «меры» для их смещения и увольнения? Ему, не знавшему Колобова, трудно оценить, что отношение коллектива к его родным и со-основателям театра предопределяет прежде всего безграничное уважение к самому Колобову. Исходить из одной лишь оценки административной эффективности их работы, объявлять их пустыми нефункциональными символами – значит, не считаться с памятью людей о Колобове. Метод решения – отставки, приуроченные ко дню рождения театра, – это серьёзное посягательство на этику «Новой Оперы» и её творческую атмосферу. Разве в театре её нет? Театр мёртв, и ему необходимы реанимация и жёсткая перестройка?.. Нравится это или нет, но прошлое «Новой Оперы» пока ещё пристрастно контролирует её будущее.